-- В поле зрения «Эмигрантской лиры»

Автор публикации
Даниил Чкония  ( Германия )
№ 1 (13)/ 2016

Зреет вино

Рецензия на книгу Татьяны Алфёровой «Территория Евы: Стихотворения»

 

Татьяна Алфёрова. Территория Евы: Стихотворения. – «Геликон Плюс», Санкт-Петербург, 2015. – 212 с.

 

Шестую книгу питерской поэтессы Татьяны Алфёровой можно назвать книгой избранных стихотворений. Она открывается новыми стихами, а следующие разделы представляют собой лучшее из предыдущих книг Алфёровой.

Характерной чертой творчества поэтессы является цикличность стихотворений. Иногда она сама подчёркивает это, давая общее название циклу и нумеруя стихи. Сами циклы образуются по своей внутренней логике – это порой вещи, связанные поэтическим осмыслением исторических событий, в другом случае это произведения, по-своему осмысливающие мифы, легенды, впечатления от произведений искусства, и к ним примыкают циклично расположенные стихотворения, где основной нотой звучат «географические открытия» самой Татьяны Алфёровой.

Иными словами, весь культурный слой проживаемой жизни автора воплощается в эти стихотворные циклы.

 

И речь становилась стихами,

и звезды спускались с небес,

когда электрички стихали

и в окна заглядывал лес.

 

Неудивительно, что эта тяга к открытиям, музейно-историческим, географическим то и дело напоминает о себе в лиричесих признаниях:

 

По первому снегу так хочется ехать куда-то,

чтоб ночь, и вокзал, и билеты с проставленной датой,

              но без указания станции –

              вперёд, наугад, что достанется.

 

И неслучайно возникают на протяжении книги картинки Рима и Флоренции, Греции и Колхиды, античные пейзажи и образы России, представленные огромными пространствами и расстояниями. Мир разнообразен и един одновременно в восприятии поэтессы. Человечество едино. У всех у нас общие истоки, что не мешает чувству родины, а любовь к ней никак не отрицает открытости к общечеловеческому, всем понятному и всеми ценимому. И потеря этого чувства общности трагична. По-своему это преломляется неожиданным образом в стихотворении «Вино» с подзаголовком «Праязык»:

 

…Были же грозди янтарно-прозрачные, сладко-,

были и терпкие синие, мелко-тугие…

Дни эти – ягоды – в памяти плотной закладки,

что ж открываешь всё чаще страницы другие?

 

Зреет вино – праязык наш коснеющий общий,

нимфы на нём вне времён о любви лепетали…

Видно, другое привез плутоватый наш кормчий,

время пытаясь объехать по горизонтали.

 

Жанровое разнообразие – характерная черта её творчества. При этом Алфёрова легко держит интонацию стихотворения, ненатужно меняет ритм и метр, демонстрируя свободное дыхание, доверяет своему читателю – не усложняя искусственно поэтическую речь, если этого не требует сюжет стихотворения. Она не боится простоты, за которой открывается движение поэтической мысли. Никакого псевдоглубокомыслия нет в её лирике. Ей известен прямой путь к сердцу и уму читателя:

 

Опять прилипнет простенький мотив,

ни подобрать к нему, ни вспомнить слов,

замрешь надолго, руки опустив,

как в поле средь травы болиголов.

 

Поэтому и веришь ее строке: «И речь становилась стихами».