Лида Юсупова - Стихи из Белиза - №47 | Эмигрантская лира
Алина Дадаева - Книга персонажей - №47 | Эмигрантская лира
Очень сильное впечатление произвели подборки Лиды Юсуповой и Алины Дадаевой – «Стихи из Белиза» и «Книга персонажей». Вместе они замечательно монтируются в маленький блок «сильной незащищённой поэзии». «Незащищённой» – в совершенно невиктимном и наоборот – отважном смысле. Поэзия, как и всякое другое искусство, обладает обширным ассортиментом подпорок, страховочных приспособлений и костылей – технических, семантических, психологических, позволяющих поддержать то, что рискует сломаться, не выдержать силы притяжения или напора воздушной массы. Лида Юсупова и Алина Дадаева летают без страховки.
Рассказчица «Стихов из Белиза» – документалист в крохотной малозначимой стране Центральной Америки. Она спокойно, размеренно повествует о её крохотных криминальных трагедиях – «Габи расстрелял Роландо Эспата Младшего», «Честер Уильямс, расследовавший твоё убийство, сейчас сам обвиняется в убийствах Фуэнтеса и Рахио, двух кокаиновых дилеров и тоже убийц – тело Фуэнтеса было недавно найдено, а Рахио ещё нет», «У входа в больницу тебя узнал полицейский, ты убежал, 30 января ты убил Айрланда, после этого никто не видел тебя», «Санчес выстрелил не помнит сколько раз потому что было страшно Джимми Генри Патрик Стив Монтано Гутиеррез упал его сестра выходила как раз из магазина и всё видела». В каждой стране – свои легионы невидимых никому, кроме любителей криминальной хроники Джимми Генри Патриков Стивов Монтано Гутиеррезов – что делает героев Юсуповой особенными? Волшебный мягкий свет авторского внимания... и тот факт, что кровь здесь может разговаривать, а двое совершивших каминг-аут геев проникают в подземное царство Шибальбу сквозь пасть боа-питона. Магический реализм входит в художественное пространство Лиды Юсуповой легчайшим естественным движением, не разрушая, а парадоксально подчеркивая «документальность». Этот страшный, полный крови, страха и страданий мир – на самом деле очень гармоничен, любовь и радость живут в нем бок о бок с насилием, как соседи в тесном многоквартирнике.
Герои Алины Дадаевой – обычные люди разной степени маленькости со всего света: советский пекарь, китайский космонавт, польский ксендз, американский поэт, аксакал Наврузбек Касымов, последний король матабеле Лобенгула, японец Хирушикo Накамура, о котором неизвестно ничего, кроме того, что он умер в Хиросиме. Они мелькнут перед нашими глазами и исчезнут, они – персонажи из «Книги персонажей», знакомясь с ними мы словно совершаем быструю прогулку по закулисью театра кукол. Мы успеем полюбоваться, подивиться, но самого спектакля не увидим. Мы так и не узнаем, какие события в жизни Данила Ивановича Кютинена, пекаря блокадного Ленинграда, умершего от истощения в 1942 году, заставили его поделиться хлебом с голодным Буддой Шакьямуни, почему рыбачка Марта считает рыб отяжелевшими бабочками, кому больше известно о смерти – кормящему с руки оленёнка призраку жертвы Хиросимы или молодому туристу, перефотографировавшему, кажется, все музеи геноцида в мире. Мало это или много? Обманывает нас автор-кукольник или нет? Это зависит исключительно от читателя, от особенностей его зрения и внимания. И в немалой степени от того, знаком он с творчеством Борхеса или нет – хотя истории Дадаевой совсем не похожи на рыб-прилипал на лефиафане-Борхесе, они просто плавают с ним в одном удивительном океане.
Это замечательная современная поэзия, по-настоящему универсальная: русскоязычная, при этом самым органичным образом впитавшая в себя дух литературной Латинской Америки и понятная читателю в любой точке земного шара.
Мария Мельникова, журналист (г. Москва)