Катя Капович

Фото Капович Катя
США

Двуязычный писатель, пишущий стихи и прозу, автор девяти поэтических книг на русском языке и двух на английском. Первая английская книга «Gogol in Rome» получила премию Библиотеки Американского Конгресса в 2001 году, вторая книга «Cossacks and Bandits» вошла в шорт-лист Национальной Британской  премии Jerwood Aldeburgh Prize (UK, 2006). Участница одиннадцати международных литературных фестивалей в Европе, Капович в 2007 году за мастерство в литературе стала поэтом-стипендиатом Эмхерстского университета. В 2012 году в издательстве «АСТ » вышел сборник рассказов «Вдвоём веселее», получивший «Русскую премию» в 2013 году в номинации «малая проза». В 2015-м была лауреатом «Русской премии» в категории «поэзия». Стихи и рассказы на английском выходили во многих журналах, антологиях и учебниках для вузов. Капович является редактором англоязычной антологии «Fulcrum». Живёт в Кембридже (США).

Русские публикации в журналах: «Знамя», «Новый мир», «Звезда», «Арион», «Воздух», «Волга», «Гвидеон», «ШО», «Дружба народов», «Лиterraтура», «Новая кожа». Интервью и стихи звучали в программе «Поверх барьеров» (ведущий – И. Померанцев) на радио «Свобода» (2014).

Цитаты

Эта история написана от третьего лица, но на самом деле нам её рассказывает так называемый «ненадёжный повествователь» – мальчик, который едет с классом на экскурсию в легендарный Геттисберг. Это спокойное повествование о такой же внешне спокойной жизни обычного ребёнка, чей способ взаимодействия с миром – пристальное и молчаливое вглядывание в вещи и события, которые, в свою очередь, поворачиваются к нему не всегда дружественными и далеко не безопасными сторонами. Тема американской Гражданской войны между Севером и Югом выступает в рассказе связующим элементом и эхом всех конфликтов, возникающих вокруг героя: семейных, школьных, внутренних. Оказавшись в эпицентре, ребёнок обнаруживает, что жизнь, оказывается, гораздо сложнее, чем внешние её проявления; этот зазор в реальности заставляет героя как бы «раздвоиться» на две ипостаси: действующую и чувствующую. Может быть, взросление как раз в том и состоит, чтоб в один прекрасный момент эти две ипостаси соединились. Именно тогда, совпав сам с собой, человек способен выдержать любое испытание.

Аникина Ольга

Если герой стихотворения Кати Капович «разжигает стихами печь», то сама Капович разжигает своими стихами поэтическую речь. Хотелось бы, чтобы читатель не воспринял это в качестве каламбура. Нервная ткань её стихов – буквально ранит болью и драматизмом восприятия жизни. «Капович сильна тем, что несёт в себе генетическую боль поколений», – цитирую самого себя, возвращаясь к своей рецензии на книгу её стихов. Она тревожит, она требует соучастия, она оцарапывает своё горло словом, царапая наш слух. Требуя нас, если не к ответу за то, как мы живём, то хотя бы к оглядке на нашу жизнь. Через переживание и боль к осмыслению – путь её поэтического высказывания.

Чкония Даниил

Катя Капович поэт удивительный! Её стихи – колоссальное полотно, представляющее собой объёмные картины жизни, сюжеты, события… И всё это воплощается, на поверхностный взгляд, очень простыми словами. Кажущаяся лёгкость. Эта подборка открывается стихотворением «Генералы песчаных карьеров”, отсылая своим названием к роману Жоржи Амаду и художественному фильму по мотивам романа. У каждого поколения, независимо от географических реалий, есть свои “песчаные карьеры”. Свои неприкаянные герои, не принимающие этого мира, переживающие свои невзгоды, свои драмы и трагедии. Утопая в этих песках, бредут они, вынужденные драться за выживание, совершая ошибки, поступки, о которых, возможно, жалеют. Их души спасает только любовь, прекрасная, сохраняющая чистоту настоящего чувства, несмотря на мрак окружающей жизни. У поэта обострённое внимание к деталям, живая память о событиях. Поэт точными мазками-образами создаёт портрет своего времени, пишет повесть своего поколения, пишет реальную историю своей и нашей с вами любви и жизни, не давая зыбучим пескам забвения засыпать их.

Чкония Даниил